zainvestim.ru

Почему люди с синдромом дауна похожи


Почему люди с синдромом дауна похожи

Почему люди с синдромом дауна похожи

Почему люди с синдромом дауна похожи


Главная: Солнечные дети: Синдром Дауна АУТИЗМ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА  

Иногда родители замечают, что их ребенок с синдромом Дауна изменился.
Он перестал использовать знаки или слова для того, чтобы объяснить, чего он хочет. Он вполне счастлив, когда один играет в странные игры (выстраивает игрушки в ряд или подолгу трясет игрушкой), и ему никого больше не надо. Он ест только 3-4 продукта, а предложение попробовать что-то новое - или даже то, что нравилось ему раньше, - вызывает у него истерику. Он не отзывается, когда его зовут: слышит ли он вообще? Он, не мигая, смотрит на лампочку, а если ты выключишь свет - у него снова истерика. Все вещи должны подчиняться определенному распорядку. Если ты передвинешь стул, он будет расстраиваться, пока стул не вернется на место.
Некоторые родители теряются в догадках, что же произошло. Другие списывают особенности поведения на синдром Дауна - до недавнего времени так делали даже врачи. В результате родители смотрят на своих детей с СД, сравнивают их с другими детьми с таким же диагнозом, и думают: "У моего это поведение пройдет" или "Наверное, я плохо его воспитываю". Это неправильно, ваш ребенок нуждается в помощи!

Вышел перевод статьи .
.
.

На самом деле описанные симптомы означают, что, в придачу к синдрому Дауна, у вашего ребенка расстройство аутистического спектра.


Аутизм - расстройство, которое может различаться по степени проявления. Многие симптомы похожи на симптомы синдрома гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и обсессивно-компульсивных расстройств.
Если вы заподозрили, что у вашего ребенка с СД также аутизм, необходимо показать ребенка специалисту, желательно, имевшему дело с детьми с синдромом Дауна. Дело в том, что некоторые симптомы, которые характерны для диагноза синдром Дауна+аутизм, также могут наблюдаться при стереотипическом двигательном расстройстве, глубокой депрессии, посттравматическом стрессовом расстройстве, обостренных реакциях приспособления или при чрезмерно высоком уровне стресса или неупорядоченности жизни.
Иногда дети с СД страдают от скрытых проблем со здоровьем (боль в ухе, отит, головная боль, зубная боль, синусит, гастрит, язва, боли в области таза, глаукома и так далее), некоторые особенности из поведения могут напоминать черты аутизма, например, стремление поранить себя, раздражительность, агрессивность. Необходимо всесторонне обследовать ребенка.
Кроме того, ответьте на вопросы специального опросника (ссылки в конце страницы), по которому можно оценить уровень аутистических проявлений у вашего ребенка.



Больше книг - ниже.


Обмен веществ


Мне рассказывали о случае, когда ребенка с аутизмом и синдромом Дауна пришлось по медицинским показаниям поместить под капельницу - так осуществлялось питание организма, - и все проявления аутизма исчезли.
Это показывает, что проявления аутизма были связаны с пищей.
Именно поэтому родители используют безглютеновую, безбелковую диету как способ регуляции поведения своих детей, а также пищевые добавки. Подробнее о диете см. ссылки внизу страницы.
У некоторых детей с аутизмом очень много грибков молочницы (кандиды), также у некоторых находят живые вирусы кори.
У некоторых детей происходит отравление тяжелыми металлами, но перегрузка идет не только по этому каналу, не только солями металлов.
Есть дети, у которых нарушена кислотность желудка и кишечника (уровень pH), соотношение аниона-катиона. В кишечнике слишком щелочная среда. Это негативно влияет на усвоение металлов, проходимость кишечника и микрофлору.
Проблема с заражением организма дрожжевыми грибками налаживается довольно просто - путем налаживания уровня кислотности, и это после долгих лет диеты, лечения противогрибковыми препаратами и приема веществ, которые обычно показаны аутистам: supernutherа (?), витамина В6, магния и так далее.
Мы рекомендуем анализ крови на уровень металлов ДО и ПОСЛЕ проведения программы Chembalance.

Какие можно сдать анализы


- на уровень металла (особенно свинца) - анализ крови, волосы;
- анализ метаболизма - анализ мочи;
- МРТ головного мозга;
- электроэнцефалограмма (в течение 23 часов);
- анализ крови на аминокислоты, на пищевую непереносимость, линейка аллергенов.
Аутизм может накладываться на синдром Дауна, эпилепсию, умственную отсталость и так далее.
Аутизм - это на всю жизнь (хотя его проявления могут быть сглажены).

Как часто у людей с СД наблюдается аутизм?


На этот счет существуют различные мнения.
По данным Disability Solutions, примерно у 1-10% людей с СД наблюдаются черты аутизма. В среднем это 5-7%. Это значительно больше, нежели число аутистов среди обычных людей (= 0,04%), но меньше, нежели число аутистов среди людей с другими источниками умственной отсталости (20%).
Подавляющее большинство таких людей - мужского пола (28 из 31 описанных случаев - соотношение гораздо выше, нежели просто для аутизма).

Среди детей с аутизмом выделяются две группы.


(1) Рано проявившиеся черты аутизма. Уже в младенчестве или на втором году жизни дети демонстрируют следующие особенности:
- подолгу не мигая готовы смотреть на огни (горящие лампочки), вентиляторы, свои пальцы;
- подолгу, навязчиво повторяют некоторые движения (сосут пальцы, бессмысленно машут руками);
- отказываются от некоторых видов еды;
- имеют трудности с пониманием речи (производят впечатление слабослышащих или глухих);
- имеют трудности с говорением (использованием знаков), бездумно повторяют за взрослым или за телевизором отдельные слова, но не общаются.
У таких детей бывают и другие неврологические проявления - нистагм (постоянные движения глаз), припадки, трудности с глотанием, гипотония, отставание в общей и мелкой моторике.
Если вы заметили некоторые проявления в поведении своего ребенка с СД, это не значит, что у него наверняка разовьется аутизм. Но это значит, что ребенку нужно пристальное внимание, особый подход в плане сенсорной стимуляции и обучения.
(2) У детей постарше иногда в определенном возрасте происходит резкая остановка в развитии или откат назад. Это может сопровождаться повышенной раздражительностью, началом навязчивых провявлений. Обычно это происходит в возрасте между 3 и 7 годами.

Что должно насторожить родителей


- Ребенок избегает контакта глаза в глаза
- Ребенок слишком часто берет предметы в рот и облизывает все подряд, жует одежду
- Ребенок не умеет играть с игрушками
- Ему нравится смотреть прямо на горящую лампочку
- Он машет руками перед глазами
- Он отказывается держать предметы (одежду, ложку)
- Он отказывается от многих видов пищи
- Ребенок любит раскачиваться, биться головой о стенку или бортик кровати, мычать, кричать
- Ребенок не любит общаться с людьми.
Чаще всего ребенку с синдромом Дауна ставят диагноз "аутизм" на основании так называемой "сенсорной игры". Сенсорная стимуляция, аутостимуляция - это странные, навязчивые движения, которые направляют информацию по "сломанному" каналу.
Такая стимуляция не только тормозит нормальное развитие. Она также посылает в мозг эндорфины ("гормоны удовольствия"). Когда ребенок занят сенсорной стимуляцией, ему хочется делать это снова и снова. у него развивается зависимость.
Обычно "сенсорная игра" стимулирует периферическое зрение (ребенок бессмысленно размахивает руками). Но она может также стимулировать слух или осязание. Вот примеры.
Навязчивое открывание и закрывание дверок и ящиков, листание страниц книг, бросание книг, игрушек. Шлепание по игрушкам кончиками пальцев. Бессмысленное размахивание пальцами перед глазами, сбоку от лица, размахивание руками. Ребенок может держать игрушку сбоку от лица и раскачиваться. Дергание за веревочки, размахивание веревками. Просмотр телевизора носом к экрану или сбоку. Раскручивание колесиков машинок, крутящихся игрушек, когда ребенок сам крутится, машет головой, раскачивается. Когда ребенок постоянно мычит себе под нос. Эхолалическое повторение фраз из рекламы, из разговора - без понимания и общения. Заламывание рук. Хождение у стен. Воспроизведение неречевых звуков. Битье себя по голове, головой об стенку, сосание языка, игры с языком. Щипание собственной кожи. Хождение по кругу или по какой-то другой определенной траектории. Выстраивание игрушек в ряд.
Это неполный список (причем некоторые проявления могут быть нормальными для ребенка, познающего мир). Многие из этих видов поведения нормальны, если не становятся навязчивыми и постоянными. Обычно родители хорошо определяют, что нормально, а что нет.
Чем больше времени ребенок проводит, занятый "сенсорной игрой", тем хуже идет его развитие - или даже начинается регресс.
Я наблюдала такой случай. Одна семья стала больше времени проводить с ребенком и совсем не оставляла его одного, не давала ему возможности заниматься "сенсорной игрой". Его кратковременная память улучшилась, он стал говорить короткими предложениями, читать отдельные слова, хорошо стал выполнять инструкции.
В следующий раз я увидела его через 4 месяца. Он не выполнял никаких инструкций, не реагировал на стимулы, не общался, постоянно занимался сенсорной игрой. Его память ухудшилась.
Что же случилось за эти 4 месяца? В семье родился второй ребенок, и ему не могли уже уделять столько внимания.
Нельзя винить семью, так сложилась ситуация. Однако эта история иллюстрирует, как важно останавливать "сенсорную игру". О способах – как это сделать – см. ниже.
Аутизм - это комплекс симптомов. Это значит, что диагноз ставится на основании ряда признаков. Аутизм - не болезнь. Чем раньше родители обратят внимание на аутистические черты, тем больше вероятность нормализации поведения ребенка.
Аутизм, прежде всего, это дисфункция сенсорных каналов. Значит, некоторые каналы восприятия чрезмерно активны, а некоторые - неактивны. На стимулы идет нетипичная реакция. У нас 5 сенсорных каналов, каждый из них может быть гиперактивизирован или мало активизирован.
ЗВУК. Например, аутисты часто слишком сильно реагируют на звуковые стимулы. Звуки могут вызвать у них боль и чувство дискомфорта. Родители могут заметить следующие проявления: ребенок закрывает уши руками, чтобы защититься от звуков; ребенок выходит из-под контроля при определенных условиях, прячется в шумных местах, безутешно плачет - и остановить это можно, только если уйти в менее шумное место.
Насторожить также должна ответная реакция на звук, который другие даже не успели услышать.
Если звук доставляет ребенку боль, мозг может полностью отключить слух, тогда ребенок не будет понимать речь и разговаривать, иногда он может оглохнуть.
Часто, когда человек сверхчувствителен к какому-то виду звуков, есть звуки, к которым он малочувствителен или которые он не вопринимает. Разумеется, это негативно сказывается на восприятии речи и на умении говорить.
Сторонним наблюдателям такое поведение кажется странным, но любой человек со слуховой сверхчувствительностью реагировал бы так же.
ОСЯЗАНИЕ. Осязание - способность воспринимать тактильные ощущения - также может быть слишком сильно развито у ребенка, в результате чего развивается уход в аутизм, неадекватные реакции на крепкие объятия или на легкие прикосновения (щекотка, ощущения от осязания ткани (одежды) на коже), дискомфорт при стрижке или расчесывании, при прикосновении к воде определенных температур, при прикосновении к некоторым видам поверхностей, тканей.
Такой дискомфорт может быть характерен не только для кожи, но и для слизистой (рта), и вызывать повышенный рвотный рефлекс.
Осязание также может быть гипосензитивным, недостаточно развито, это значит, что в мозг не поступают сигналы о том, что что-то прикоснулось к телу. Вместо гиперреакции налицо отсутствие реакции. Родители могут заметить, что ребенок упал, ударился, но не прореагировал на это, не реагирует на разницу в холоде и тепле, на разницу между теплой и холодной пищей, на щекотку.
ОБОНЯНИЕ. Гиперчувствительность к запахам может вызвать странное поведение - такое как нюхание рук, обнюхивание людей и предметов, отвращение к еде, рвотный рефлекс при определенных запахах.
Недостаточная чувствительность приводит к отсутствию аппетита, невозможностью разграничения съедобных и несъедобных объектов.
ВКУС. Гиперчувствительность может вызвать отвращение к еде, рвотный рефлекс. Недостаточная чувствительность приводит к отсутствию аппетита, невозможностью разграничения съедобных и несъедобных объектов.
Из-за проблем со вкусом и обонянием могут возникнуть серьезные проблемы с пищеварением и приемом пищи.
ЗРЕНИЕ. У нас два типа зрения - периферическое и центральное. Периферическое зрение отвечает за то, что видно "по краям" и за движение. Центральное зрение - то, с помощью которого мы учимся, разглядываем детали, можем выстроить строки и колонки, различаем буквы, цифры и так далее.
Когда у человека проблемы с периферическим зрением, им нравятся висящие веревочки, веера, собственные руки и пальцы, они открывают и закрывают ящики, дверки.
Недостаточное или сверхразвитое центральное зрение приводит к отсутствию контакта взглядами, отсутствию интереса к книгам, картинкам, телевидению.
Люди с диагнозом "аутизм", как правило, отличаются комбинацией вышеперечисленных признаков. Одна из самых частных комбинаций, с которыми я встречалась, включает:
слишком чувствителен к легким прикосновениям;
недостаточно чувствителен к крепким объятиям, сильным прикосновениям;
слишком сильно реагирует на звуковые стимулы,
слишком развито периферическое зрение и слабо развито центральное зрение.

СЕНСОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ (как бороться с «сенсорной игрой»)


Ребенок слишком часто берет предметы в рот и облизывает все подряд, жует одежду
Что делать
Давайте ребенку трогать и облизывать разные виды поверхностей, разные материалы, развивающие игрушки с различной структурой. Это поможет ребенку получить недостающую информацию через этот канал.
Осторожно, но сильно своими руками, его руками, маховым полотенцем растирайте лицо ребенка медленными движениями по направлению вниз.
В таких случаях также помогает (в ограниченных количествах) медленный вибрационный массаж. Пусть сам ребенок определит, какая вибрация ему приятна.
Иногда полезно жевать резиновую трубку-зонд и пить коктейли через соломинку, а также жевать продукты типа ириссок или жевательных резинок и ломких крекеров.
- Он отказывается держать предметы (одежду, ложку)
Если у ребенка чрезмерно развита чувствительность рук, он может отказываться держать что-либо в руках. Он может очень расстраиваться, если руки испачкались, а может не переносить мытья рук. Он держит предмет очень вяло, скорее пальцами, чем ладонью. Вместе с тем, некоторые предметы ему нравится держать. Например, ему может нравиться стучать 2 кубиками друг о друга. Но он получает крайне мало информации через этот сенсорный канал!
Что делать
Сдавливайте руки ребенка, кладите свои руки на руки ребенка, когда что-то делаете с ним.
Иногда помогает вибрация, например, жужжащие мячики.
Давайте ему трогать различные фактуры, материалы, - мягкие, твердые, царапающие. Будьте внимательны к реакции ребенка.
Поставьте в зоне досягаемости ребенка корзину или коробку с разными предметами, пусть сам их исследует.
- Ребенок любит раскачиваться, биться головой о стенку или бортик кровати, кидать вещи, толкать, вертеться
Если вашему ребенку нравится натыкаться на стены, наверное, он не очень воспринимает движения. Он ощущает движение только путем контакта с чем-либо, а не само движение как таковое.
Что делать
Заполните большую коробку чем-нибудь тяжелым, пусть ребенок толкает ее по комнате.
Заполните рюкзак тяжелыми книгами (в меру) и наденьте на спину ребенку. Может быть, это поможет ребенку лучше осознавать, где его тело расположено в пространстве по отношению к другим предметам.
Крепко обнимайте ребенка. Играйте с ним в "свалку, позволяйте ему под вашим присмотром прыгать на батуте, заворачивайте его в одеяло. Играйте в перетягивание каната. Эти игры помогут ему лучше усваивать информацию о положении его тела в пространстве и помогут успокоиться.
- Если ребенок все время вертится или раскачивается
Что делать
Купите ему качели, детскую лошадку-качалку, кресло-качалку. Иногда качайте его на коленях, крепко его обнимая при этом. Наблюдайте за ребенком во время этих действий. Если ребенок успокаивается при качании, ему также могут понравиться ритмичные песни в вашем исполнении или тихая ритмичная музыка.
- Ребенок смотрит на лампочки, машет пальцами и предметами перед глазами
Он пытается увеличить зрительную стимуляцию.
Что делать
Купите ему игрушку с огоньками, которые можно включить и выключить. Положите свои руки на руки ребенка и покажите ему, как включать и выключать эту игрушку.
Когда ребенок размахивает пальцами или предметами перед глазами, крепко сожмите его руки. Займитесь, держа его руки в своих, сортировкой мелких предметов по контейнерам, открыванием и закрыванием разных контейнеров.
Таким образом вы превращаете бессмысленное, навязчивое поведение в осмысленное решение какой-то задачи.
Я советую наблюдать за игрой ребенка. Если вы заметите какие-то из описанных выше проявлений, старайтесь немедленно отвлечь ребенка, увлечь его чем-то другим.
Ребенка легко отвлечь, пока у него не сформировалась зависимость.
Также необходимо пройти неврологическое обследование и анализы, чтобы определить, какие именно сенсорные дисфункции у ребенка, получить конкретные рекомендации.
СЛУХ. Я советую использовать слуховую терапию Samonas (Sonas) - она действительно помогает улучшить слух при проявлениях аутизма и при низком слухе. Кроме того, читайте ребенку сказки, ставьте ему пленки со сказками, разговаривайте с ним лицом к лицу.
ОСЯЗАНИЕ. Родители могут предоставлять тактильную стимуляцию ребенку несколько раз в день по несколько минут. Сжимайте его в объятиях. Также сжимайте части тела: начиная сжимать кончики пальцев, затем плечи, потом начиная с пальцев на ногах до бедер. Такая техника часто успокаивает аутичных детей.
Крепко обнимайте ребенка много раз в день. Щекочите его руки и ноги перышком или пальцами.
ОБОНЯНИЕ. Предоставляйте ребенку несколько раз в день, каждый день по несколько минут возможность обонять разные запахи (мята, апельсиновое масло, молотый кофе).
ВКУС. Дайте ребенку возможность пробовать на вкус сладкие, кислые и соленые продукты. Используйте крошечные кусочки этих продуктов. Также делайте это несколько раз в день, каждый день.
ЗРЕНИЕ. Давайте ребенку много стимулов для развития центрального зрения. Разговаривайте с ним лицом к лицу как можно чаще. Выдувайте мыльные пузыри, играйте в догонялки.
Медленно водите игрушкой вверх-вниз и вправо-влево перед лицом ребенка, чтобы он следил за ней взглядом.
Не давайте ребенку заниматься "сенсорной игрой".
Можно показывать интересные мультфильмы, видео - под контролем родителей. Ребенок должен сидеть на расстоянии от телевизора и смотреть прямо на экран.
Разглядывайте с ним картинки, книги.
Самое главное, что вы можете сделать для ребенка, - это проводить с ним как можно больше времени и останавливать "сенсорную игру".
Иногда приходится убирать некоторые игрушки, которые стимулируют такую игру.
Поступление информации правильным путем по сенсорным каналам будет способствовать нормальному развитию ребенка.

Проблема с речью


Существуют разные подходы, как можно учить ребенка с СД+аутизм, общаться. В частности, это те же подходы по развитию речи: "тотальная коммуникация" (одновременное использование слов и знаков), использование рисунков-символов, технических средств для общения. Помните, что не только речь, но общение в любой форме, в т.ч. в форме знаков, помогает умственному развитию ребенка. Ребенок может начать общаться при помощи знаков или рисунков и постепенно перейти к использованию звуков, а затем и слов.
Не забывайте, что все члены семьи и педагоги должны требовать от ребенка одного и того же, быть последовательными!
Учите ребенка использовать знаки (о знаках советуем прочесть ). Прикрепите к холодильнику фотографии продуктов, которые любит ваш ребенок, пусть он сам выбирает то, что хочет есть, и указывает вам на эту фотографию - это тоже общение!
Подходите к делу творчески и будьте внимательны к ребенку.

Общая моторика


Дети с двойным диагнозом обычно не очень отличаются в плане развития общей моторики от детей с СД. Специалисты отмечают, что такие дети медленнее учатся более продвинутым навыкам, например, прыгать и ходить по лестнице с чередованием ног.

Что нужно помнить родителям детей с СД+аутизм


1. Ваш ребенок не капризничает, он не хочет вас довести до нервного срыва! Все особенности его поведения объясняются особенностями его обмена веществ и функционирования его сенсорных каналов. Все, что он делает, служит какой-то цели. Если ребенок капризничает, подумайте, чего он хочет этим добиться.
2. Дети с СД+аутизм ОБУЧАЕМЫ. Им потребуется больше времени, может быть, другие стратегии обучения, но они вполне обучаемы.
Не подводите своего ребенка слишком низкими ожиданиями! Но и не создавайте дополнительных факторов стресса завышенными ожиданиями. Ставьте реальные цели, будьте реалистами.
3. Основные проблемы аутизма сводятся к трем группам: проблема с общением (контактами с людьми), проблема с речью (понимание речи и говорение, общение) и проблемы с поведением (навязчивые повторяемые движения и так далее).
4. Агрессивность, истерики, неподчинение - не симптомы СД+аутизм. Обычно это всего лишь сигналы, которыми ваш ребенок пытается передать информацию о своем самочувствии, своих потребностях.
5. Вам нужна индивидуальная программа, чтобы скорректировать особенности поведения вашего ребенка.
- Не забывайте учить его тому, как НУЖНО себя вести, а не только одергивать и говорить, что "так нельзя".
- Часто меняйте род деятельности и старайтесь закончить очередную игру на том, что у ребенка получается, хвалите его, создавайте "ситуацию успеха".
- Используйте то, что ребенку нравится, как стимулы и как награды.
- Когда это возможно, предоставляйте ребенку возможность выбора. Дети с двойным диагнозом очень расстраиваются, когда понимают, что ничего не решают и ничего не могут изменить в своей жизни (а вы бы не расстроились?), что может привести к агрессии.
- Структурируйте занятия, придерживайтесь режима дня. Чем более предсказуем ваш день, тем легче вашему ребенку с двойным диагнозом.
Детям с двойным диагнозом трудно приспособиться к переменам, поэтому начинайте готовить их заранее. Например, вы можете обсудить (рассказать) и нарисовать, куда вы пойдете (супермаркет, кафе), начинайте собираться заранее, чтобы для ребенка не было неприятных неожиданностей и он успевал морально подготовиться к перемене.
- Смотрите ребенку в глаза. Иногда такие дети этого избегают, но старайтесь добиваться взгляда глаза в глаза.
- Старайтесь давать четкие инструкции, использовать слова, обозначающие конкретные вещи. Например, не спрашивайте у ребенка: "Почему ты смотришь телевизор, когда тебе уже пора в школу?", просто скажите: "Выключай телевизор".
Не всегда понятно, слышит ли вас ребенок, слушает ли он вас или отвлекся - или он просто не понимает, чего вы от него хотите. Поэтому необходимо применять такую технику. Обучая ребенка новым навыкам, сначала дайте словесную инструкцию и подождите примерно 5 секунд. Если ребенок начинает выполнять задание, похвалите его. Если нет никакой реакции, покажите, чего вы хотите, жестом, а затем личным примером.
Всегда давайте ребенку время, чтобы осмыслить, чего от него хотят. Если ребенок и теперь не реагирует, помогите ему чисто физически - возьмите его руки в свои и выполните задание вместе с ним. При этом повторяйте инструкцию: "Делаем так". Не делайте все ЗА ребенка, пассивно позволяющего вам держать его руку в своей, добивайтесь участия ребенка в процессе.
Не давайте ребенку неясных инструкций ("Будь умницей", "Веди себя хорошо"), четко говорите, чего вы от него хотите. Не задавайте ему риторических вопросов, если хотите о чем-то его попросить. Старайтесь при этом смотреть ему в глаза. Не давайте несколько команд за один раз. Не давайте ребенку команду, если нет времени сделать что-то не торопясь.
Не давайте ребенку сложных многоплановых заданий ("Приберись у себя в комнате"), разбивайте такое задание на несколько мелких. Хвалите ребенка за каждое выполненное мелкое задание.
- Будьте последовательны. Не давайте ребенку инструкцию, если у вас нет времени на то, чтобы полностью пройти описанную выше технику (от словесной инструкции до физической помощи).
- Используйте сочетание вербальной (словесной), визуальной (зрительной) информации, прикосновения и личный пример.





.

Информация об аутизме

АНКЕТА – как оценить степень аутизма -
ФОРУМЫ родителей аутистов


Хорошие источники






Зарубежные источники



(Письмо МинОбразования 2002)


Источник: http://sunchildren.narod.ru/autism.html



Почему люди с синдромом дауна похожи

Почему люди с синдромом дауна похожи

Почему люди с синдромом дауна похожи

Почему люди с синдромом дауна похожи

Почему люди с синдромом дауна похожи

Почему люди с синдромом дауна похожи

Почему люди с синдромом дауна похожи

Почему люди с синдромом дауна похожи

Похожие новости:












Почему котёнок ест свои экскременты
Зимняя кормушка для птиц своими руками
Как сделать загрузочную флешку windows 7 из образа iso
Почему в одноклассниках не открываются gif
Как сделать робота трансформера из бумаги инструкция
Как сделать предохранитель на 200 ампер
Новогодний костюм часы для мальчика своими руками
Шампанское украшение на свадьбу своими руками
Как сделать корзинку из цветной из бумаги
Мастерские столярные своими руками
Как сделать туалет и ванну в майнкрафте
Как сделать деда мороза из бумаги легко и просто
Как с юмором поздравить мужчин с 23 февраля
Почему плачет ночью двухлетний ребенок
Почему не поднимается бисквит в духовке